• Ваша корзина пуста!

Городецкая роспись



Термин

«городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сперва называлась нижегородской. Вот так выглядела эта техника.



Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта. Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта. Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы


икона Божией Матери "Неувядающий цвет" Н. Н. Носкова
 
 
Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На Городецкой росписи фабрики работает иконописная мастерская. Знаменитый иконописный сюжет написан городецким орнаментом
16 апреля в церкви отмечается праздник в честь
иконы Божией Матери «Увядание».

Икона Божией Матери «Неувядающий цвет» - одно из почитаемых образов Божией Матери в Русской Православной Церкви. Его создание восходит к 17 веку на Афоне.
Литературной основой изображения стали тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (и даже Христос) сравнивается с неувядающими и благоухающими цветами. Художественный элемент находился под влиянием западной традиции иконографии.
Иконы Богоматери Неувядающего цвета чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом у них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещают в вазоны или вплетают в гирлянды, украшают цветущие прутья или представляют собой постамент, на котором изображены Христос и Богородица. Иногда на этих иконах есть длинные надписи. Чаще всего Мария и Младенец облачены в царские одежды и короны на иконах «Богородицы Неувядающего цвета».

Издревле в молитвах происходит символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядающим благоухающим цветом». Кроме того, имя Девы Марии «Неувядающий цвет» восходит к канону Иосифа Гимнографа. А происхождение иконы «Неувядающий цвет» связано с Афоном: на склонах Святой горы росли цветы бессмертника, которые считались символом чистоты. Возникновение этой иконы относят к XVI-XVII векам.

Икона попала в Россию через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых чтимых экземпляров иконы «Неувядающий цвет» появился в Московском Свято-Алексеевском монастыре, стоявшем на месте Храма Христа Спасителя в начале XVIII века. Вероятно, в то же время или несколько раньше такие же иконы появлялись и в других церквях Центральной и Южной Руси. Большинство из них были привезены с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.


Конь - огонь - символ солнца, плодородия, добра...


По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!
Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.